Граница преклонного возраста очень подвижна
Представления о старости и возрасте в культуре носят мировоззренческий характер. Нет цифры, после которой человек становится стариком/старухой. Более того, граница такого статуса очень подвижна. Многие авторы, сопоставляя социокультурные обзоры старости, создают некую карту их изменений с античности до наших дней. В цивилизациях Древнего мира наиболее уважаемым периодом жизни человека была зрелость, понимаемая как максимальный расцвет сил, способностей, полезности для государства.
Представления о старости все время претерпевали изменения, так как старость была понятием, характеризующим не возраст, а степень физической и социальной активности. Традиционное общество, не знавшее пенсий и социальных выплат, предполагало, что человек вовлечен в трудовую деятельность на протяжении всей своей жизни. А так как большинство людей не доживало до почтенного возраста старости, то представления о ней носили нечеткий характер. Поскольку количество прожитых лет начинает фиксироваться только в эпоху Нового времени, то в Средневековье люди имели только приблизительное представление о количестве прожитых лет, понятие старости носило скорее психологический, чем хронологический характер. Продолжая тему примеров, хочется сказать, что с помощью простых арифметических действий мы можем узнать, что сеньоре Капулетти 27 лет, и она почтенная дама с дочерью на выданье.
Ментальный мир старости
Психологическое восприятие старости связано с социальным возрастом человека, обусловленным нормами поведения индивида, характерными для данного общества. Сюда входят предпо лагаемый возраст вступления в брак, допустимый возраст родительства и прародительства, начала трудовой деятельности. Надо понимать ментальный мир старости как систему прямо или косвенно связанных со старостью и старением представлений, формирующихся на индивидуальном и коллективном уровнях сознания. Таких представления можно структурировать по различным основаниям: степени детализации (представления о старости вообще, о различных аспектах старения (телесных и психических изменениях), о собственной старости), сравнительному контексту (старость-юность, старость – зрелость, старость – смерть), доминированию различны интеллектуальных форм, принятию/непринятию старости.
В традиционной культуре модель старости предстает как мудрость и носительница ценностей общества. Старость - это не только уход, конец, старость имеет большое культурное и социальное значение. Старики являлись носителями «ментального багажа», его хранителями и систематезаторами. В силу уже объективной их исключенности из активной трудовой деятельности, они становились трансляторами культурных, нравственных и семейных ценностей, передавая их следующему поколению. Вербальная передача опыта и знаний имела большое значение в традиционной культуре.
Новое осмысление старости в XIX столетии
В XIX веке, когда продолжительность жизни начинает увеличиваться, происходит стремительный рост городов, все чаще многопоколенную семью заменяет нуклеарная, и место старости переосмысливается. С появлением пенсий для рабочих на рубеже XIX-XX веков становится возможным формирование новой модели старости, финансово независимой от молодого поколения, относительно свободной и располагающей свободным временем. Такой вариант, ранее доступный только обеспеченному классу, создал прецедент для конструирования новой модели старости. Становление индустриального общества ускорило общественный прогресс и качественные изменения общества, связанные с приумножением знания и приумножением различных видов социальной практики. Старость осмысливается по-новому, не просто как носительница определенной культурной информации, а как ценный отрезок жизни. К.Г. Юнг, говоря о старости, утверждал, что «вечер жизни» не может иметь ту же программу, что и её утро. Юнг отмечает, что подготовка в старости в большинстве культур связана с религией, которая наполняет смыслом вторую половину жизни, создавая условия для саморазвития и самосовершенствования личности. Эвристические положения конциепции Юнга можно свести к трем тезисам:
Роль старости в XX -XXI столетиях
В ХХ века помимо войн и революций человечество столкнулось с потребностью в качественно новом проживании старости. Развитие медицины замедлило процесс старения даже по сравнению с XIX веком. Роль старости, характерная для традиционного общества, уже не вписывалась в социальную реальность. Развитие пенсионной системы создало слой пенсионеров. Это новый социальный слой, свободный от трудовой деятельности, относительно материально независимый, оказался перед ранее незнакомыми проблемами организации свободного времени, занятости, приложения физической и социальной активности. Традиционные роли воспитателей и хранителей памяти уже не были востребованы в той мере, в которой наполняли смыслом жизнь стариков ранее. XX век породил не только новый социальный слой, но и новую субкультуру, субкультуру третьего возраста.
В старости человек сохраняет те же потребности и желания, которые были у него в зрелости
Открытием стал факт того, что вступая в старость, сегодня политкорректно называемую третьим возрастом, человек сохраняет те же потребности и желания, которые были у него в зрелости, и сопротивляется любым действиям, исключающим его из общества. Утрата привычных ролей при сохранении здоровья и социальных связей приводит к утрате смысла жизни и чувству собственной ненужности. Для сохранения самооценки и самосознания человек нуждается в новых посильных видах деятельности, приносящих моральное удовлетворение. Осознаваемая потребность в социальной и культурной активности стала основой для формирования одной их моделей современной старости.
Субкультура людей третьего возврата становится стержнем, объединяющим граждан пожилого возраста, создает особую близость между ними, но в то же время обосабливает их от других возрастных групп. Такая культура значительно отличается от культур других возрастных групп. Система норм, стереотипов и ценностей формируется в условиях ограниченности коммуникаций и общественных связей с другими социальными группами.
Субкультура – система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Она возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.
Современное общество социально неоднородно и дифференцированно, занятие индивидами различных позиций, статусов приводит к проблеме социального неравенства, одним из аспектов которого является социальная дискриминация. Дискриминация в обществе существует в разных проявлениях: по национальному, экономическому, гендерному признаку и т. д. В современном европейском обществе набирает силу ейджизм, проявляющийся в боязни старости, сознательном исключении её из круга социальных и культурных интересов.
Формирование и развитие возрастных субкультур
Существование субкультуры всегда возможно только в рамках материнской (базовой) культуры, которая и определяет иерархию субкультур, их место в обществе и регулирует их взаимодействие. Формирование и развитие возрастных субкультур предполагает наличие у них четких границ, критериев отбора представителей. В каждой из них существует система образов, отражающая отношение к представителям других субкультур, и паттернов поведения, формирующая образ «Мы». Вокруг собирательных образов «Мы» - «Они/Другие», формируется субкультурная картина. субкультурные интерпретации становятся важнее, чем общекультурные. Субкультурные идеализированные паттерны, выступающие как нормы поведения, идеализированные образцы, в то же время используются как традиционный способ регулирования социальных отношений, сохраняя ролевой баланс. Они эффективны, так как позволяют в чувственной форме, не прибегая к сложным интеллектуальным и идентификационным процессам, определить принадлежность к «Мы», подтвердить или восстановить групповой статус, используя известные паттерны, несущие символическую нагрузку.
Субкультурная норма выражает исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого поведения, деятельности индивидов одного и разных полов, соци альных групп. Норма – это социальные ожидания «правильного» поведения, оценки, обусловленных совокупностью культурных факторов, морально-этических требований, религиозных убеждений, преобладающих в конкретное время в определенной социальной группе и обществе в целом.
Субкультура третьего возраста находится в процессе становления. Старость в современном обществе переосмысливается. В постиндустриальном обществе проявляется новые аспекты интереса к к пожилым людям. Децентрализация культуры, мультикультуризм, внимание к социальным границам культуры, позволяют по-иному взглянуть на третий возраст, в не дихотомии цветения – увядание.
Исследования в области возрастной психологии показали, что в этом возрасте личность продолжает развиваться, у нее появляются закономерные новообразования (мудрость), а потребности меняются.



Комментарии
Отправить комментарий